Бессмертные
Главная | Корабль "Флейта" - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Другое » Исторические заметки » Корабль "Флейта"
Корабль "Флейта"
kom@Дата: Среда, 23.09.2009, 13:10 | Сообщение # 1
Хозяин морей
Группа: Администраторы
Сообщений: 32
Репутация: 777
Статус: Offline
С этой темы начну знакомить Вас, если ещё не знакомы, и себя с парусными кораблями. Итак, первый:

Флейта.

Одна из интересных особенностей голландского транспортного парусника (который называли fluit, т.е. флейта), заключалась в том, что он представлял собой, возможно, первый в истории кораблестроения опыт создания корабля по готовому проекту. Голландцы, втянутые в бесконечную битву с Испанией, очень сильно надеялись на заокеанскую торговлю, которая должна была дать им средства вести войну. Поскольку от их торгового флота в значительной мере зависела судьба страны, им требовались надежные, безопасные и недорогие корабли - недорогие в плане строительства, оснастки и экипажа. Кроме того, им были нужны большие, стойкие к воздействию стихий грузовые трюмы, которые можно было бы легко приспосабливать для перевозки любых видов грузов.

Флейта был решением этой проблемы. Сконструированный Питером Янсоном Лиорне в 1594 году, первый грузовой парусник имел отношение длины корпуса к поперечнику 5:1, т.е. был чрезвычайно длинным и узким - как удлиненный фужер для вина, от которого и произошло его название. Одной из фирменных отличительных черт флейты была ее корма, чрезвычайно узкая и настолько высокая, что ее делили на полупалубу, квартердек и палубу юта. У флейт большего размера была вторая палуба, на которой могло быть установлено несколько орудий. Однако, чтобы использовать орудия, нужен был более многочисленный экипаж, к тому же они снижали столь ценную грузовместимость, поэтому многие флейты ходили легко вооруженными, или даже полностью безоружными.

Водоизмещение флейт колебалось в пределах от 100 до 800 тонн; большая часть флейт имела средние размеры, поскольку это позволяло легко заходить в большинство гаваней без проблем и без задержек. Иногда соотношение длины корпуса к траверзу достигало 6:1, но такие крайности в пропорциях приводили к тому, что судно становилось неповоротливым, хотя и оставалось достаточно стабильным и управляемым, но, все же это были довольно громоздкие и неуклюжие парусники.

Их величайшим достоинством как торгового судна были минимальные требования к экипажу. Чем меньше численность экипажа, тем меньше расходы, меньше грузового пространства нужно отводить под запасы воды и продовольствия. Типичной флейтой мог управлять экипаж численностью более чем втрое меньшей, чем требовалось для управления другими судами сходных размеров. Есть упоминание об одной норвежской флейте весом 150 тонн, которой мог управлять экипаж из семи человек и юнги.

Таким скромным требованиям к численности экипажа способствовали многочисленные новшества, повысившие эффективность оснастки. Размеры морских судов постоянно росли, и в последние десятилетия перед изобретением флейты корабли достигли критической точки, когда их основные паруса (нижние прямые) приобрели нелепо огромные размеры, так что ими очень сложно было манипулировать. Ходить на таких судах было особенно рискованно вблизи границ порта, или в устье реки, где портовые сооружения могли перекрыть ветер именно для низко расположенных основных парусов.

Оснастка флейты включала три мачты. Грот-мачта и фок-мачта несли марсели, но брамселей и самой брам-стеньги на них не было. Кроме того, эти марсели имели большую высоту по сравнению с нижними основными парусами, а также по сравнению с марселями и топселями на других судах того времени. Эти высокие марсели очень эффективно использовали ветер, и в ненастье флейтой можно было управлять с помощью одних марселей. Благодаря высоким марселям размеры нижних основных парусов можно было уменьшить, а потому с ними легче было справляться, и это удавалось даже малочисленному экипажу.

В дополнение к экономии на экипаже, сама постройка флейты обходилась чрезвычайно дешево. Значительная часть эффективности конструкции объяснялась наличием стандартизованного набора технических проектных решений. Такая стандартизация тоже была новшеством в истории кораблестроения того времени, и создала прецедент в искусстве кораблестроения, который был подхвачен всеми европейскими государствами.
Еще одна статья экономии была связана с используемым сортом дерева. В то время как большинство судов того времени изготавливали из прочного дуба, для постройки флейт брали сосну. Хотя древесина сосны мягче и менее долговечна, но она дешевле, и с ней легче работать, за счет чего снижаются затраты на рабочую силу и уменьшается время строительства.

Экономические преимущества флейты были столь разительны, а голландцы (отчасти именно благодаря флейтам) добились таких успехов, что скоро этот тип корабля стал преобладающим на торговых трассах. Очень быстро появились специализированные варианты флейт, разработке которых сильно способствовала исходная легко адаптируемая конструкция. В корме флейт, на которых сплавляли лес, прорубали люки, что позволяло перевозить бревна, длина которых была больше длины самой флейты. Конструкция "северных флейт" имела герметичные грузовые трюмы, в которых можно было переводить зерно навалом, не используя мешки или бочки, которые занимали много места и снижали эффективность грузовых перевозок. Для более опасных торговых трасс строили утяжеленные и вооруженные флейты, которые назывались "Стрэтсвэдер"; это название происходило оттого, что они проходили через Гибралтарский пролив для торговли со странами Средиземного моря.

Ряд факторов начала XVIII столетия (в том числе серия дорогостоящих войн с другими крупными европейскими державами) привели к тому, что голландцы потеряли свое положение крупной торговой державы Европы. Хотя Нидерланды оставались богатой и могущественной страной, золотой век флейты подошел к концу - ее вытеснили более мелкие суда, а также торговые суда, построенные по типу фрегатов. Флейты существовали еще на протяжении всего XVIII века - знаменитая "Месть королевы Анны", на которой ходил пират Черная Борода, как рассказывают, была флейтой английской постройки, изготовленной в начале 1700-х годов; но характерные черты флейты постепенно смешивались с более традиционными корабельными конструкциями. Примерно к 1800 году от флейты остались в основном лишь некоторые концепции, оказавшие наибольшее влияние: эффективность конструкции; эффективность управления; легкость приспособления для разных ситуаций; стандартизация технических проектных решений.

 
WiSTДата: Среда, 23.09.2009, 20:48 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 20
Статус: Offline
http://i021.radikal.ru/0909/f3/d7050c0ebdef.jpg
отреставрированый флейт в музее


Сообщение отредактировал WiST - Среда, 23.09.2009, 20:49
 
kom@Дата: Четверг, 24.09.2009, 14:38 | Сообщение # 3
Хозяин морей
Группа: Администраторы
Сообщений: 32
Репутация: 777
Статус: Offline
Афигенный кор ))) Хотел бы я в реальне проплыть на таком cool
 
Форум » Другое » Исторические заметки » Корабль "Флейта"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright Bezsmertnye © 2024

Конструктор сайтов - uCoz